Поговорили с певицей Женей Любич о родном Петербурге, вдохновении, городских легендах и крышах с самыми сногсшибательными панорамами. Поехали!
Я с детства живу на Васильевском острове, и любимым местом всегда был Финский залив. Практически каждый вечер мы гуляли с семьёй по берегу и любовались закатами. Это было очень здорово. Казалось, что, с одной стороны, ты живёшь в городе, а с другой — на берегу моря.
Ещё одно любимое место детства — Исаакиевский собор. Помню, подняться на крышу по лестнице казалось целым приключением и событием. Мне казалось, что ступеней, которые ведут на крышу, бесконечное количество! Каждый раз — ощущение победы над собой, над усталостью, над земным притяжением.
Любила гулять с родителями по Летнему саду. Сейчас, правда, это не самое любимое место из-за поставленных там повсеместно ограждений. В детстве их не было, в саду царил дух свободы. Особенно мне нравился памятник Крылову — подходя к нему, всегда вспоминала его басни.
Мой Петербург — герой романа, персонаж, к которому я нередко обращаюсь в своих песнях. Это и сон, это и горячо любимый реальный образ. Я воспринимаю Петербург как мужчину, к которому мне нравится возвращаться, с которым мне нравится жить.
В Петербурге меня вдохновляет всё — я просто не выхожу из творческого потока.
Двор на Галерной улице, который ведёт в бывшие апартаменты князя Михаила Романова. Вход в него украшает классическая арка с небольшим павильоном. Сам двор впечатляет, а апартаменты сейчас занимает мастерская, студия моих друзей — архитекторов братьев Жилиных. Там есть очень красивый балкон — с видом на Неву и на вновь и вновь прибывающие корабли.
Да и в целом Галерная улица — место для меня знаковое. Здесь же находится дворец Бобринских, принадлежавший внебрачному сыну Екатерины II и графа Орлова — графу Алексею Бобринскому. Сегодня особняк занимает Смольный институт свободных искусств и наук, где я училась. Я по сей день очень благодарна Смольному за то, что он мне дал.
Музей-квартира Владимира Набокова на Большой Морской, дом 47. Здесь его семья жила до эмиграции из России.
Ещё одно любопытное место — особняк Брусницыных (Кожевенная линия, дом 27). До недавних пор здесь можно было наблюдать красоту декаданса; здание было очень сильно разрушено. Но и в этом была своя красота. Сейчас особняк находится под опекой Комитета по охране памятников культуры. Это здание — жемчужина архитектуры XIX века, в интерьерах угадывается эклектика— соединение разных стилей. Тут и превалирующий модерн, и классицизм, и барокко, и восточный колорит. Здесь же снимался клип на мою песню «Азбука Морзе», где мне аккомпанировал в танце Антон Лабунскас, артист театра балета Бориса Эйфмана.
Особняк Брусницыных овеян легендами. Один из хозяев усадьбы был владельцем кожевенных фабрик. Купец часто ездил в Венецию. В одной из поездок он приобрёл потрясающей красоты зеркало и привёз его в Петербург. Поговаривали, что оно обладает мистической силой: те, кто смотрелся в зеркало, испытывали странные ощущения. Впрочем, владелец особняка не придал этим разговорам значение. Но его дочь, посмотрев в это зеркало, сильно заболела и через какое-то время умерла. Зеркало спрятали в кладовую. А с приходом советской власти особняк отдали кожевенному заводу имени
А. Н. Радищева . И заместитель директора завода повесил зеркало в кабинет. Через какое-то время он пропал без вести. Отсюда и название — «зеркало дьявола». Сегодня в здании по-прежнему висят зеркала, быть может, одно из них и есть то самое, венецианское.
Место, о котором мало кто знает, — улица Джона Леннона, настоящий арт-центр (фактически — улица Пушкинская, дом 10). Здесь расположен посвящённый творчеству The Beatles музей, а точнее «Храм любви, мира и музыки имени Джона Леннона». И всё это существует благодаря битломану, знаменитому персонажу нашего города, коллекционеру Коле Васину. А ещё неподалёку, за углом от улицы Джона Леннона расположен музей рок-н-ролла и реалий русского рока, который курирует Владимир Рекшан, основатель первой советской рок-группы «Санкт-Петербург». Недалеко, на Марата, 36, находится галерея творческого объединения «Митьков» — художников, которые являются представителями петербургского стиля.
Но самое засекреченное место — мой дом на Васильевском острове. Там ко мне часто приходит вдохновение, а это, как известно, вещь загадочная.
Обожаю «Ботанику» (улица Пестеля, дом 7) — кафе с вегетарианским меню. Это то место, благодаря которому люди становятся вегетарианцами; там действительно очень вкусно. Неоднократно я приходила туда с любителями поесть мяса — и они выходили из «Ботаники» другими людьми. Как минимум, они задумывались о том, насколько может быть вкусной и сытной еда здоровая и вегетарианская.
Ещё мне очень нравится ресторан «Тепло» (Большая Морская, дом 45). Оно находится между зданием Союза композиторов и квартирой Набокова.
Завтракать люблю в «Счастье» на Исаакиевской площади. Очень приятное место, очень светлое, очень петербургское. Начать здесь утро — хороший заряд на день.
Крыша HI-HAT, с видом на исторический центр города, мне тоже очень нравится, там проходил мой первый концерт после рождения дочки. Ей тогда было всего три месяца. Концерт был особенный, в каком-то уже другом состоянии — и с другим ощущением. Там я тоже любовалась видами на крыши, на Петропавловскую крепость, на купола соборов, на острые шпили домов. Эта концертная площадка находится на крыше пятиэтажного дома на Аптекарском проспекте, дом 4.
Крыша отеля «Введенский»(Большой проспект Петроградской Стороны, дом 37). Здесь тоже раньше поводились концерты. Я выступала на этой крыше пару раз и не могла оторваться от той красоты, которая открывалась взору.
Крыша кафе Solaris Lab(переулок Пирогова, дом 18). Оттуда открывается вид на Исаакиевский собор, на самый романтический район Петербурга под названием Коломна. И это совсем другой Петербург — не парадный, а скорее закулисный.
На берегу Финского залива построили автомагистраль ЗСД, что, по мнению моих друзей из художественного движения «Митьки», расшифровывается как «засада». Для жителей домов, окна которых выходили на залив, а теперь — на Западный скоростной диаметр, это буквально — засада. Я за экологию, за раздельный сбор мусора, за здоровый образ жизни — и мне кажется, что ЗСД нарушает природный баланс.
Но, с другой стороны, благодаря такой инфраструктуре наш город развивается. Да и построен Петербург на болотах; засыпать водные территории — в традициях. Эта дорога — настоящая автомагистраль, благодаря которой можно быстро добраться из одной части города в другую. И я сама часто этой возможностью пользуюсь. Так что ЗСД вызывает амбивалентные чувства.
Или возьмём небоскреб «Лахта Центр». Сначала я была против, мне не нравилась эта затея. Но теперь башня напоминает одновременно и готическое строение, и ракету, и космический корабль, и даже уносящийся в небо собор. И, как ни странно, она в итоге не мешает мне жить и любить мой город.
Своим ритмом, своей мелодией, своей интонацией, всей той музыкой, всей той литературой, всеми теми словами, на которые он вдохновил очень многих. И продолжает вдохновлять.
Посёлок имени Морозова, а конкретнее — место Дунай. Я много дней провела там этим летом, погода была совершенно южная. Находится недалеко от Ладожского озера, куда я тоже люблю приезжать, потому что оно очень напоминает море.
Люблю Зеленогорск, Репино. В детстве у моей семьи была дача в Комарово. Эти места у меня до сих пор ассоциируются с детством, там оживают приятные воспоминания. Люблю гулять по берегу Финского залива.
Стрельна, пригород Санкт-Петербурга. Там, на территории Петергофа, находится парк Александрия, названный так по имени своей первой владелицы — императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Место — сказочно красивое, там на лугу, который расположен в центре парка, в этом году в разнобой цвели маки разных оттенков. Представьте: зелёное полотно, а на нём — розовые, фиолетовые, оранжевые маки. К тому же, в парке есть выход к заливу. Да и расположена Стрельна совсем недалеко от города.
Байкал. Это место вдохновило меня не на одну песню. У меня был небольшой квартирник в Улан-Удэ, в арт-пространстве «Сова». Я бы очень хотела снова оказаться в этих краях. Урал и Сибирь — Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Красноярск. Нередко я там бывала и со спектаклем «МКАД», и со своими сольными концертами. В этих местах особая энергетика.
Никогда не была во Владивостоке — очень бы хотела там побывать. И уверена — все впереди.